Вопросы без ответов

Previous Entry Share Next Entry
[sticky post]Мысли о гражданском обществе...
inck
Общество катится в мрак, это понимает все больше и больше людей. Да, несомненно, сказываются и деструктивные действия жуликов и воров во власти. Но ответственность - на обществе, в любом случае. И разгребать всегда приходится обществу. Воры уедут, умрут, исчезнут, а проблемы - останутся. И дело не только в украденных у народа триллионах. Проблемы - в системе взаимоотношений в самом обществе. Неправильная система ценностей, отсутствие стремления к взаимопониманию, паразитизм одних и безвольно-трусливая пассивность других - это результат долгого процесса превращения русского народа в стадо рабов. Представители "элит" - тоже рабы, только те, кто смог пробиться к кормушкам путем преступлений и унижений... Разница между свободным человеком (со стержнем) и рабом (крабэ) неплохо описано у Петрановской Людмилы:
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/205766.html

Мне бы хотелось выразить моё видение того, как можно хоть как-то повлиять на эту негативную тенденцию деградации страны - через построение Гражданского общества. То есть, буквально по крупицам собирать некий костяк страны из свободных людей, придерживающихся определенной системы ценностей и линии поведения друг с другом, с другими жителями страны. Речь идет не о  строгом кодексе, а об общей идеологии, дух которой будет конструктивен и направлен на укрепление взаимосвязей в обществе.
И вот именно вопрос создания этой Идеологии, которая смогла бы объединить под собой весь актив общества, вне зависимости от политических взглядов и предпочтений, вне зависимости от религиозных убеждений, я и хотел бы сейчас поднять. Я понимаю, что есть готовые наборы систем ценностей, что в заповедях Моисея, что в Конституции. Их основная проблема в слабом понимании большинством сути этих ценностей и личной выгоды соблюдения этих догматов. Ну, и многие важные аспекты нашей жизнедеятельности вообще там не представлены, либо представлены неоднозначно. В общем, хватит общих фраз, попробую изложить свою идею на конкретных примерах.

Несколько общих ориентиров, по которым можно определить отношение человека к гражданскому обществу или к "жителям территории":

1. Отношение к себе, как к источнику власти (как это сказано в Конституции). Простой индикатор - участие в выборах. Да, все понимают, что власть манипулирует и подтасовывает выборы. Не все понимают, что причина -  пассивность людей, а следствие - фальсификации. Большинство считает, что наоборот. Гражданин точно знает свое право выбора, считает его главенствующим и считает властью в стране себя (как часть народа). Житель считает. что он ничего не решает. ни на что не влияет, считает чиновников - властью, а себя - исполнителем. Очень понравились законы в Бельгии, кажется, где на гражданина проигнорировавшего выборы накладывается геометрически растущий от выборов к выборам штраф. Ещё больше понравился закон, где гражданина, проигнорировавшего выборы лишают права голосовать в течение 10 лет, давая возможность решать судьбу страны ТОЛЬКО ответственным людям.

2. Уважение к закону. Не из страха наказания, а из-за осознания себя - целостной личностью. У любого человека, нарушающего закон всегда подсознательно возникает дилемма - оценивать своё деяние положительно (согласно полученной сиюминутной выгоде), либо отрицательно (оценивая аналогичное деяние в свой адрес). Подсознание - нельзя убедить, нельзя подкупить, нельзя обмануть. Созданный внутренний конфликт, решить который можно лишь выбором только одной позиции (исповедь, искреннее раскаяние, психотерапия и т.д.), может очень сильно портить жизнь. А сотни, тысячи таких преступлений против своей совести - очень сильно искажают картину мира, дезориентируя человека даже в самоидентификации. Гражданин (свободный человек) - понимает высокую значимость чистой совести, более того, он уверен. что может добиться всего в своей жизни и честными путями. Житель - просто боится наказания, но при уверенности в безнаказанности или просто в подпитии - вполне способен нарушать закон, ущемлять интересы других соотечественников.

3. Уважение к людям. Гражданин понимает, что живет в динамичной и неоднородной среде обитания. Понимает, что от его действий в отношении других людей зависит его собственная среда обитания, его комфорт. И если он воюет с окружением, то ему приходится жить в состоянии войны, полной боеготовности, постоянном напряжении. Быстрый износ физический и моральный - вот, что получает человек постоянно воюющий со своей средой обитания, агрессивно нападающий, провоцирующий. Поэтому Гражданин - уважает окружающих людей, ценит их от него самого отличие и дает окружающим свободу самоопределения. Житель - считает себя носителем "правильной" системы ценностей, под которую необходимо подстраивать всех остальных (причем, желательно, с использованием карательных методов государством). К этому же пункту относится способность Граждан не гадить вокруг себя в том числе и экологически (то есть, например, осознание улиц своего города - частью своего Дома, своей Родины). А Жители постоянно вокруг МакДаков оставляют тысячи разбросанных бумажных пакетов с объедками (типа, "пускай дворники свою зарплату отрабатывают, уплочено").

4. Уважение к себе (этот пункт может выглядеть как противоречие предыдущему, но это не так). В данном случае я подразумеваю готовность Граждан защищать себя, свои права, свой дом. Против любой деструктивной агрессии. Умея ориентироваться в конструктивности влиянии неких возмущающих воздействий, отметать и жестко отстаивать свои позиции в тех случаях, когда преступлением против общества будет его пассивность, уступка. толерантность. Да, в части случаев это будет тоже войной, противоборством, изнуряющим и тяжелым. Но это будет - защита. Тогда как в прошлом пункте рассматривалась агрессия.
Простой пример - национализм. Если, допустим, национализм используется для лоббирования неравенства в обществе опирающуюся на принадлежность к титульной нации - это агрессия в чистом виде. Нормальный Гражданин будет избегать этого всеми силами. Но в ситуации, где другими народами, носителями другой культуры, приехавшими на домашнюю территорию Гражданина не соблюдается цивилизованный принцип "не ходи в чужой монастырь со своим уставом", когда навязывается культура первобытных дикарей и безграмотных племенных обычаев, когда приехавшие плюют в традиции и культуру местного населения - националистом должен стать каждый Гражданин. Не ради унижения и борьбы против других наций, а ради сохранения своих свобод, культуры, естественных прав. Избыточная толерантность приводит к интервенции цивилизованных территорий мигрантами с их родных территорий, которые они сами же и уничтожили, и разграбили.


Здесь я постарался изложить вкратце общее видение того фундамента, на котором нужно строить новое общество. Прошу всех случайных и неслучайных гостей моего журнала в комментариях возражать, добавлять, упорядочивать, развивать и раскрывать вглубь эти тезисы. Я постараюсь сам обновлять и допиливать этот пост. Как говорится, надо с чего-то начинать.

  • 1
Какой УМНЫЙ ПОСТ! С удовольствием прочитала и задумалась...

(Deleted comment)
Не все потеряно, что уж. Далеко за примерами ходить не надо - на трассе только за последние две недели четыре раза помогал вытаскивать улетевшие авто - народ останавливался быстро и охотно, взаимопомощь ещё не умерла)

Просто, слишком много нюансов стало в стране.

(Deleted comment)
Всенародное"?) Давай будем реалистами? Для "всенародного" нам не хватает либо народа ответственного и смелого, либо экономического кризиса, при которым народу хвост прищемит и она внезапно станет смелым и ответственным....

(Deleted comment)
История учит другому: жизнеспособные цивилизации - выживают, нежизнеспособные - вымирают (ну, или уходят в нищебродство). Где сейчас некогда великие Египет и Греция? Номинально они - есть, а вот как великие цивилизации давно уже вымерли. Я думаю, Россию ждет примерно тоже самое. Как бы мне не хотелось лучшего. И мы сами к этому пришли. Мы до сих пор идем - позволяя варварски выкачивать из недр ресурсы... Причем, проблема не в "выкачивать", а в "варварски". Сейчас вот ещё Прихоперье нагибают на добычу урана, а вся страна молчит. да че уж там - вся страна не интересуется даже этим. Тогда как Прихоперье - это наш стратегический ресурс - чернозем. Когда УГМК загрязнит наш чернозем радиоактивными отходами, Россия окончательно потеряет шансы на пищевую стратегическую защищенность - мы тупо не сможем сами себя прокормить.

Edited at 2014-01-09 03:57 am (UTC)

если он воюет с окружением, то ему приходится жить в состоянии войны, полной боеготовности, постоянном напряжении. Быстрый износ физический и моральный>>

Знаете задачу про пастбище, из социобиологии? "Если ограничить выпас все селение скудно, но проживет. В реальности - ресурс добивают в ускоренном режиме: каждый, недоверяя другому, спешит урвать последние крохи."

Развязать войну всех против всех легче, чем ее остановить. Остановиться можно только сговорившись, а договориться при отсутствии доверия невозможно. "Фундамент" каждый видит по-своему, и поступиться не готов, ибо, опять же, не верит в чужие добрые намерения.

"Договориться при отсутствии доверия - невозможно" . Это - спорно.
Приходил я на рынок. Никому из продавцов не доверял. Все - перепроверял, в уме пересчитывал. Все равно с рынка уходил полностью затарившись. Основа договоренности - наличие взаимовыгодности, а не доверие.

"Невозможно" - это не вообще для всех случаев, а для процитированного о "постоянной готовности (к подвохам), со следствием в виде быстрого износа".
На базаре взаимовыгодность очевидна, доверие зиждется на железобетонной традиции - продавец возьмет деньги, и отдаст товар, покупатель скорее всего не убежит, выхватив товар без оплаты.
В не столь закрепленных традицией ситуациях - откуда взяться уверенности, что интеракция пройдет ко взаимному удовольствию? Из практики скорее следует, что нет, не пройдет - пастбище все равно вытопчут, не успеешь урвать - вообще ничего не поимеешь. Вот если б быть уверену - что каждый поступится ради обще-комфортной атмосферы. Но увы.

Удивляли некогда виденные на картинках московские - очереди на автобус. В Ростове в транспорт ломились как КРС, топча старых и малых (порой в буквальном смысле) - отчего так? очередь же честнее и всем, кроме безмозглых амбалов, было бы комфортней - а вот не водилось, потому, что не сложилось; стань несколько человек рядком - их просто смели бы остальные. Даже в такой малости не договориться без административной команды. Что уж надеяться в более серьезных случаях.
Ну то есть постановка задачи вызывает всяческую симпатию, а путь реализации "собирать костяк из свободных людей" не оч обнадеживает. Так разве что некую общину создать, и то они сплошь и рядом разваливались под внутренними противоречиями.

В целом критика понятна и разумно. Просто есть "последний аргумент": А что мы можем кроме этого?)

Говорят, что правильная постановка задачи - половина решения )
Учесть опыт и исходить из наличествующих вводных )

Я не о методике, а о конкретных действиях)

Для этого разве не нужен метод? "Собрать людей, придерживающихся соответствующей линии отношений друг с другом, свободных и ответственных и построить Гражданское общество". Многие согласятся, что общество катится во мрак, но куда же тогда еще катиться - разнобой мнений, как же без методики прийти к согласию, чтоб "костяк свободных людей" не развалился, прежде чем что-то успеет сделать?

Гражданская позиция - в действии. И точка приложения мной хорошая найдена - экология. По вопросу экологии у НОРМАЛЬНОГО гражданина не будет идейных противников. Кроме самой худшей разновидности капиталистов и купленных ими чиновников...

Тогда почему "по крупицам"? Вроде бы что "природу надо беречь", в теории все признают.

А жопу оторвать от дивана перед телевизором готовы единицы) В стране преобладают "Сергеи Юрьевичи Беляковы из Таганрога" (с) Наша Раша)

Тему экологии слишком часто эксплуатировали в самых разных направлениях, трудно будет представить ее в качестве побудительного момента.

(я не в теме, но догадываюсь про Белякова)

Я всего года три как граждански активен) Поэтому все моменты эксплуатации - упустил) Но пока мне нравится то, что творится вокруг Кроношпана (Уфа).

Беляков - это типичный "ватник" (нищая полупьянь в трениках с "мозолями" и заляпанной майке), который "разговаривает с телевизором" (всю информацию получает только оттуда и возмущается всем только глядя в телевизор).

Гражданская активность пробуждается при жизненной угрозе, да.. судя по сообщениям, немногим удалось отстоять свой город, лес, заповедник, озерцо, общественный луг, пруд у села... а где удалось, властная машина отступает на время, пробует вновь и вновь, берет измором, точечно бьет по активистам.

"Властная машина" - это раздолбаное ржавое корыто) Рано или поздно развалится само)

Одно развалится, что-то на его месте опять образуется;
города или государства в некий момент оставшиеся в безвластии - из истории - не благоденствовали, а впадали в хаос.

Хаос - всегда был переходным периодом к порядку. Просто в одних случаях он откидывал страну в мракобесие, в других - к золотой эпохе....

Ну это да, три-четыре-пять веков мрака и обязательно когда-нибудь переход к подъему, даже более мощному чем прежде, может быть это единственный путь к прогрессивному скачку и есть, без гарей лес не зеленеет. И что тогда призван сделать "костяк свободных людей" - удалиться от рушащихся цивилизаций и сохранять точку роста во благо нерожденных поколений?

Нет, быть альтернативой) А вообще, стоит учитывать дату написания того или иного моего поста) Со временем моя гражданская позиция заметно меняется. Причем, не всегда последовательно в одну сторону....

С Днем рождения! Исполнения всех желаний!

С Днем рождения! Всего самого наилучшего-)

Спасибо) Буду стараться)

Куда бы ни катилось общество, вам лично я ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!
По случаю вашего дня рождения )

Спасибо большое) Я стараюсь)

Ок. Без проблем.

Спасибо, фрэнд) Забросил ЖЖ чет...

Поздравляю с Днём Рождения!

  • 1
?

Log in